Воспринимала раньше абстракционизм в живописи как танец линий. Не задумывалась что там, где есть танец, есть и музыка. Начала размышлять над этим после недавно прослушанной книги по современному искусству (да, я параллельно и слушаю, и читаю книги на разные темы), в которой автор сравнил Композицию 7 Кандинского с Кольцом нибелунга Вагнера.
А вы знали, что Кандинского занимала концепция единства, синтеза искусств (гезамткунстверк)? Он мечтал написать картину, сопоставимую с симфонией, визуализировать звуковой ландшафт, перенести на холст услышанный звук цвета. Он хотел создать произведение такой же эмоциональной и эпической мощи, в которой краски – ноты, а цветовая гамма – тональность. Он верил, что картина может излучать такую же энергию, как и музыка. По мнению автора книги (Уилла Гомперца) Кандинскому удалось достичь этого именно в Композиции 7. Я не эксперт, чтобы соглашаться или опровергать этот факт... Для художника, например, главным произведением была Композиция 8, но лично мне больше 7 откликается (приложила ее к посту). В ходе размышлений мне пришла любопытная идея изучать картины абстракционистов под Вагнера. Благодаря музыке этот танец красок совсем по-другому воспринимается. Включите начало Валькирии и посмотрите на Композицию 7. Согласитесь, что весьма эффектное сочетание, особенно после первой минуты?
Кстати, интересный факт, Кандинский считал, что для восприятия новых живописных форм необходимо поначалу встать вблизи картины, чтобы цвета и формы смогли заполнить все поле зрения человека. Расслабление глаз и мыслей позволяет увиденному проникнуть в ту часть мозга, которая реагирует именно на музыку.
«Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» – пишет Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве». Начала изучать ее как раз. Весьма любопытно. К примеру, он считал, что голубой цвет аналогичен звучанию флейты, холодный красный —звукам колокольчиков, ясным звукам скрипки, оранжевый — голосу колокола или альта, фиолетовый — это английский рожок или фагот, нечто печальное, таинственное. Зеленый цвет — цвет покоя, белый — цвет вселенной, откуда исходит великое безмолвие (как пауза в музыке), черный — это мертвое ничто, вечное безмолвие без будущности и надежды. На фоне черного любая краска звучит точнее и сильнее, а на белом — звучание обессиливается. Согласитесь, после такого перевода, прочтения произведение может иначе восприниматься. Меня все описанное выше прямо захватило. Хочу теперь на выставку абстракционистов или как минимум на Кандинского, чтобы по-новой посмотреть на его работы вблизи.